В 19 веке в России началось массовое увлечение вышивкой, плетением, вязанием с бисером. В Европе этого периода уже появился бисер разных размеров и цветов, была выпущена масса руководств, готовых счетных схем для вышивки.
Мастерицы Европы и России восхищенно освоили несложные техники бисерного декора и стали использовать его для решения самых разных задач, начиная от вышивки бисером подвязок и милых романтических сувениров и заканчивая декором обоев и обивки для мебели. В русский быт стеклянные бусины проникли глубоко и основательно. Расскажем, где и как использовали бисер в интерьерном декоре.
Подчасники и сонетки
Бисерные футляры для карманных часов обычно дополнялись настенными домашними моделями. На них вешали часы после возвращения домой. Для защиты часов от удара об стену подчасники наполняли ватой. Вышивка выполнялась по тканевой основе стандартным способом «вприкреп», реже – более сложными техниками ткачества, плетения или сабле.
Также на стенах можно было увидеть сонетки, вышитые бисером. Их длина достигала 1,5 метров. В качестве сюжетов чаще всего выбирались цветочные мотивы и композиции.
Аксессуары для карточных игр и подносы для визитных карточек
Ломберные столы, специальные аксессуары для карточной игры, шкатулки для игральных карт, подсвечники – все это украшалось бисером.
Также вышивку из бисера выполняли на специальных подносах для визитных карточек, которые держали в гостиной.
Бутылки, бокалы, стаканы
Посуда по практическим соображениям декорировалась бисером реже. Для удобства бисерные чехлы на стаканы вязались съемными. Их вязали крючком по кругу. Таким же способом обвязывались графины, бутылки.
Особенность кругового вязания с бисером – небольшое смещение рисунка. Поэтому на сохранившихся изделиях 19 века изображения слегка наклонены вбок, что служило поводом для многочисленных шуток в адрес мастериц и их работ.
Реже для посуды делали постоянный бисерный чехол. Его вставляли между двумя стеклянными стенками в двойные стаканы и кружки.
Обои и мебель
Вышитые обои – это, пожалуй, самые масштабные работы 19 века, которые выполнялись обычно всей женской половиной семьи.
Бисером мог вышиваться один проем или часть стены, а остальные участки декорировались вышивкой нитками. Таким же методом работали над обивкой для мебели: какие-то элементы отшивали шелком по канве гладью, а какие-то украшали бисерными сюжетами и орнаментами.
Бисерные вставки делали для шкафчиков, тумб, секретеров, столов. Сюжетными вышитыми картинками из бисера оформляли ширмы и каминные экраны. Бисерные вставки иногда включали в вышивку для занавесок и ковров.
В интерьерном декоре вышивка бисером часто совмещалась с вышивкой нитками. Все-таки бисерная работа требовала больших расходов времени и средств, и мастерицы умело объединяли классическую вышивку крестиком, шерстью или шелковой гладью с небольшими бисерными акцентами.
Если рисунок требовал особой реалистичности, вышивка могла выполняться в смешанной технике. При изображении лиц и рук людей мастерицы нередко выполняли эти участки или шелком с высокой детализацией, или просто писали маслом.