Крестецкая строчка – один из видов русской строчевой вышивки. Почти за два века существования промысла его традиции смогли сохраниться, но жесткий канон техника переросла.
Сегодня крестецкая строчка представляет яркий пример живой техники, которая развивается, расширяется и дополняется новыми приемами, при этом оставаясь тесно связанной с крестьянским промыслом 19 века.
Что такое крестецкая строчка?
Строчка – это сокращенное название строчевой вышивки. Она располагается не на ткани, а на сетке, которая образуется после выдергивания нитей. Нити выдергиваются по горизонтали и вертикали (по утку и основе).
В зависимости от размера ячеек и числа выдернутых нитей сетки могут быть:
• мелкими (4х4) – 4 нити подрезают, 4 оставляют;
• средними (6х4) – 6 нитей подрезают, 4 оставляют;
• крупными (10х5) – 10 нитей подрезают, 5 оставляют;
• очень крупными – размер ячеек получается более 1,5 см.
Готовую сетку заполняют различными типами швов. Строчевые вышивки разных регионов России и других стран отличаются между собой в основном швами и узорами.
Крестецкая строчка – это белая строчевая вышивка по мелкой сетке, которая была распространена в Крестецко-Валдайском районе Новгородской области. Местом рождения промысла считается Крестецкий уезд (д. Старое Рахино), откуда и произошло название вышивки.
Подвидом крестецкой строчки являются вырезы – вышивка по крупной сетке с более сложным сочетанием швов и крупными мотивами.
Ткань-основа, нитки для вышивки и швы
В качестве ткани-основы применяют материалы с полотняным типом переплетения нитей. Изначально в Крестцах вышивали по льну: в регионе было хорошо развито льноводство. Также для работы использовался хлопок и шелк. Ткань натягивали на пялы, чтобы обеспечить равномерное натяжение без перекоса.
Далее ячейки сетки заполняются крестецкими швами: «рассыпным гипюром», «старинным гипюром», «мыльными пузырями», «тарлатой», «вологодским стеклом», сновочными мотивами. Все они произошли от приемов игольного кружева.
В рамках традиции принято дополнять вышивку простыми или сложными мережками. Незакрытые прозрачными узорами участки ткани-основы иногда украшают гладьевой вышивкой с геометрическими орнаментами.
Для повышения скорости, точности и удобства работы вышивку выполняют «ломаной иглой». По длине она наполовину меньше обычной.
Раньше сетку заполняли нитями, выдернутыми из основы, позже стали применять более тонкие нити (чаще всего – хлопок). Под влиянием других техник русской вышивки в крестецкой строчке могли использоваться приемы работы красными нитками по белой основе, цветные швы.
Узоры крестецкой строчки
Развитие крестецкой строчки и других промыслов связано с отменой крепостного права в 1861 году. Новгородские крестьяне были вынуждены работать «на город», так как местных земледельческих ресурсов для выживания было недостаточно. Кто-то плел корзины, делал посуду из глины, выращивал лен и занимался ткачеством, кто-то ехал в город работать.
При этом вышивальщицы и кружевницы оказались в лучшем положении. Им можно было работать для городских покупателей прямо из дома, оставаясь рядом со своей семьей.
Мастерицы выполняли вышивку для продажи в Новгороде, Петербурге и за границей. Строчка-перевить в это время была распространена во многих губерниях. У всех регионов была идентичная техника работы, похожие мотивы.
Новгородским мастерицам нужно было найти способы сделать свои работы привлекательными для покупателей, оригинальными и запоминающимися. Самым простым решением оказалось создание собственных узоров, по которым сегодня легко можно отличить крестецкую строчку, например, от ивановской или горьковской строчевой вышивки.
Узоры вышивки основаны на геометрическом орнаменте с ромбическими, звездчатыми мотивами, стилизованными образами растений, животных и людей. Крупные звездчатые формы обрамляются более легкими ажурными разделками.
Мотивы крестецкой строчки напоминают морозные узоры, снежинки, цветущий луг, морскую пену, включают многолучевые «новгородские звезды», кристаллы фантазийной формы, простые цветочные формы.
При работе на мелкой сетке вышивка получается ажурная, хрупкая, легкая и воздушная, похожая на кружево.
Фабрика «Крестецкая строчка»
В 1929 году открылась фабрика «Крестецкая строчка». В это же время работали автономные артели, у каждой из которых был свой почерк. Существовали даже объединения вышивальщиков только мужского пола: мужчины принимали активное участие в развитии промысла с самого его зарождения и работали намного быстрее женщин.
Сегодня «Крестецкая строчка» является единственным региональным брендом Новгородской области. Промысел признан достоянием России. Старые образцы вышивки представлены в экспозициях Эрмитажа, Русского музея.
Панно «Павлины» из Русского музея при использовании традиционного сюжета вышивки восточных славянских народов полностью отражает все особенности крестецкой строчки, представляя ее основные типы швов и подход к стилизации, выстраиванию орнамента и компоновке узоров.
В 2015 году со сменой владельца фабрика пережила второе рождение, смогла выйти из 15-летнего кризиса, а сама техника вышивки крестецкой строчки обрела новое звучание, органично вписавшись в уже совершенно иные условия спроса, чем это было в 19 веке.
Ассортимент фабрики включает домашний и столовый текстиль, постельное белье, крестильную одежду. При фабрике открыта Школа вышивки.
Компания работает с опорой на традиции, но не без экспериментов. Так, например, по советской традиции, каждое изделие выполняется только одной мастерицей, а на упаковке указывается ее фамилия и инициалы.
Часть работы выполняется машинным способом, но без кропотливого ручного труда создать вышивку в технике крестецкой строчки невозможно. Делать заготовки под ажур (выдергивать и подрезать нити) мастерицам приходится вручную, а вот сами узоры для заполнения ячеек уже можно выполнять быстрее на швейных машинах.
Кроме классической крестецкой строчки на мелкой сетке «белым по белому», фабрика предлагает оригинальные варианты изделий с цветной вышивкой, на цветных основах, а также с необычным декором.
Дизайнерская одежда Alexandra Georgieva с крестецкой строчкой развивается как отдельный бренд фабрики.