Вышивка жемчугом, стеклярусом, бисером в русской ремесленной культуре 18-19 веков отличается самобытностью, высоким качеством исполнения, ювелирной детализацией и талантливым совмещением самых разных материалов для получения изделий с уникальными характеристиками. Расскажем о русской вышивке жемчугом и бисером 18-19 веков и технике ее выполнения.
Что вышивали жемчугом и бисером русские мастерицы в 18-19 веках?
Особенностью многих вышитых работ 18-19 веков является невероятная прочность посадки бусин и долговечность самих работ, многие из которых хорошо сохранились, что и позволило исследователям досконально изучить технику работы и приемы вышивки.
Декоративное оформление блестками, речным жемчугом, перламутром, стеклами, бисером и стеклярусом, полудрагоценными камнями изначально бытовало только в церковном обиходе. Только в начале 18 века эти материалы и техника вышивки перешли в бытовую среду.
Вышивка бисером и жемчугом использовалась для украшения:
• одежды и головных уборов (венцы, коруны, кокошники, головные повязки),
• предметов интерьера (мебель, сонетки, портьеры),
• личных вещей (шкатулки, кошельки, сумочки, ягдташи, чехлы для чернильниц, стаканов и зубочисток),
• окладов и иконных риз.
В качестве отдельного направления в 18-19 веках развивается русское искусство вышивки бисером настенных панно в технике шитья бисером по холсту. Панно зашивались очень плотно вприкреп.
Для работы использовался бисер разных размеров, стеклярус различной формы. Укладка бусин выполнялась в разном направлении для создания динамичных и живописных форм.
Техника и материалы русской вышивки бисером 18-19 веков
Технология вышивки бисером и жемчугом очень похожа на золотое шитье вприкреп. Шитье жемчугом и бисером называли «саженьем» от слова «насаживать, садить». Это отражало суть техники:
• на нитку или тонкую проволоку нанизывались бусины;
• снизка пришивалась другой нитью к ткани-основе или шнуру.
Закрепляющие стежки делались после каждой бусины, что и объясняет высокую прочность вышивки.
Вышивка выполнялась или с полной зашивкой, или с отверстиями, если нужно было оставить просвечивающиеся участки нижнего шелка, фольги («саженье по фольге»), блесток.
При сплошной зашивке часто на ткани делали настил из белых льняных ниток, откуда произошло название техники «саженье по бели».
Вместе с бисером, жемчугом, стеклярусом использовали вставки из фольги, канитель, золоченый шнур.
Широкое распространение имело саженье по шнуру: сначала к ткани пришивали шнур, и уже на него нашивали бусины. По краям бусин дополнительно укладывались ряды металлического шнура, что усиливало блеск вышивки и придавало ей дополнительный оптический объем.
Дамскую одежду украшали бисером и стеклярусом, вышивая ими по тюлевому кружеву или прозрачному газу, крепу, шелку.
Уже к середине 19 века искусство вышивки бисером заметно слабеет. Появляются работы на бумажной канве с чистым фоном и отшивкой только узора, активно используется крупный бисер, который совмещается с вышивкой крестом, рисунки становятся заметно проще и грубее.
Возвращение к изысканности вышивки бисером произошло только в период русского модерна и проявило себя наиболее активно в декоре одежды.