В период массового увлечения бисером в Европе 18 века сформировались основные техники использования стеклянных бусин в декоративных работах. Кроме вышивки по текстильной основе, низания, вязания спицами и крючком с бисером, мастерицы экспериментировали в новых форматах.
Так, например, появились мозаики из бисера на воске. Бусины вдавливались в разогретую восковую основу, и после ее остывания получались бисерные картины. К сожалению, у таких работ был очень короткий жизненный цикл из-за склонности восковой основы к разрушению: до наших дней дошли единичные экземпляры таких мозаик, а то и вовсе просто их обломки.
Некоторые техники работы с бисером позволили мастерицам создать более устойчивые к энтропии изделия, но по разным причинам многие техники оказались вымершими и забытыми.
Это относится к необычной, практически исчезнувшей технике сабле – методу создания бисерного декора, который не является ни вязанием, ни плетением, ни ткачеством, а представляет собой совершенно уникальный метод работы, похожий на плетение кружев, но только с использованием стеклянных бусин. Расскажем о забытой технике сабле и ее особенностях.
Вышивка бисером сабле
Несмотря на то что сабле не является ни вышивкой, ни вязанием, ни ткачеством, в рукодельном мире его все-таки часто называют именно вышивкой бисером. Это понятно: визуально изделия получались похожие на вышитые. Но не без нюансов.
Технику сабле независимо друг от друга относительно недавно открыли две женины-исследователя: русский реставратор И.Ю. Меркулова и французский искусствовед Н. Вольтерс.
Сабле (sablé) – это французское название метода работы, данное Н. Вольтерс. Оно переводится как «песок» и отражает одну из особенностей техники: использование очень мелкого бисера.
И.Ю. Меркулова предложила альтернативное название техники – «шитая бисерная сетка», что тоже отражает специфику готовых работ. Их изнанка выглядит необычно: она представляет собой сетку с плетеными ячейками, в которые посажены разноцветные бусины.
Сегодня в этой восстановленной технике работает очень мало мастериц, хотя она не считается трудоемкой и сложной. Всего в мире сохранилось не более 1 тысячи изделий, выполненных в технике сабле в 17-19 веках. Многие их них хранятся в Музее изящных искусств Бостона. Коллекции представлены экспонатами преимущественно французского и английского происхождения.
Особенности работы в технике сабле
Для работы использовался разноцветный очень мелкий бисер, который нанизывался на нить и обшивался особым образом. Иногда нити заменялись волосом. Работа велась по рисунку. Как правило, это были готовые схемы, которые иногда мастерицы немного переделывали под свой вкус.
Бусины при сабле располагаются по лицевой стороне горизонтально. Каждый следующий ряд смещается на половину бусины. Бисер укладывается достаточно плотно по узору «кирпичики».
После нанизывания ряда бусин каждая из них обшивается петельным игольным швом. Во втором ряду каждая бусина тоже обшивается петельным швом, но с захватом шва нижнего ряда. Это и формирует необычную ячеистую сетку сабле. Предполагается, что петельный шов сабле является «воздушным стежком» из итальянской техники плетения игольного кружева ретичелло.
В технике сабле создавали плоские и объемные работы: панно, сумочки, кошельки, футляры, чехлы, очечники, шкатулки, обувь и одежду, вставки в украшения, обложки для книг, закладки.