Сутажная вышивка родом из Франции 14 века, где ее использовали для декора женской одежды и изготовления украшений. В Россию сутаж пришел вместе с Петром Первым, но применялся уже для оформления мужских костюмов. Из-за сходства с русским ленточным плетением сутажную вышивку назвали «русской косой».
После долгого времени забвения в конце 20 века технику работы с сутажем возродили ювелиры и дизайнеры. Появились новые приемы сочетания сутажного шнура с кабошонами, бусинами, бисером и другими материалами, на основе которых создаются украшения, выполняется декор аксессуаров, одежды, обуви, оформляется домашний текстиль.
Расскажем, какие нужны материалы для сутажной вышивки и как она выполняется.
Сутажный шнур – основной материал для сутажной вышивки
Раньше сутажную вышивку выполняли с хлопковым шнуром: большого разнообразия текстур, размеров и вариантов плотности таких шнуров не было. Сегодня сутажный шнур можно купить с любыми характеристиками, и от его качества будет зависеть легкость работы, а также долговечность изделия.
Самые главные параметры сутажного шнура – материал, плотность и тип оплетки.
Сутажные шнуры могут быть изготовлены из следующих материалов:
• полиэстер (сутаж китайского производства) – недорогой, эластичный шнур с выразительным блеском, не оставляет заломов при сгибании, очень легко пришивается к одежде, но для изделий, которые должны жестко держать форму, не подходит;
• полиэстер + хлопок (сутаж белорусского производства) – тонкий шнур средней плотности, подходит для любых видов сутажной вышивки, но требует определенного опыта, аккуратности и мастерства при создании сложных фигур, после сгибания может оставлять заломы;
• вискоза (сутаж греческого производства) – толстые и очень плотные шнуры, хорошо держат форму, отлично подходят для украшений;
• вискоза + иск. шелк (сутаж чешского производства) – популярный шнур для украшений с сильным блеском, высокой плотностью, хорошо держит форму, но очень скользкий, и на нем легко образуются затяжки.
По плотности шнуры условно делятся на гибкие и жесткие, но эта характеристика индивидуально оценивается мастерицами по-разному и зависит от стиля работы.
Тип оплетки определяет визуальные свойства сутажного шнура. Она бывает матовой, атласной и металлизированной. Металлизированный сутаж всегда более жесткий: делать сложные изгибы на нем непросто.
Планируя сутажную вышивку, обязательно учитывается палитра оттенков производителя, чью продукцию вы решите купить. У многих брендов она удручающе скудная.
Кроме сутажного шнура, для работы потребуются декоративные вставки (бусины, бисер, кабошоны), нитки для пришивания шнура (для невидимого пришивания многие мастерицы пользуются мононитью), материал-основа.
Если вышивка выполняется по одежде, нитки для пришивания сутажа выбираются под цвет шнура. При изготовлении украшений шнур выкладывается на ткань-основу: фетр, кожу, замшу или любой другой плотный материал.
Особенности и этапы сутажной вышивки
И вышивка на ткани, и создание украшений с сутажным шнуром выполняются по аналогичному принципу. Сначала делаются эскизы, подбираются узоры, материалы. Затем контуры рисунка переносятся на материал. По контурам на материале выкладывается сутаж и дополнительные элементы декора (для фиксации можно использовать портновские булавки).
Шнур пришивается швом вперед иголку по центру (в специальное углубление, которое есть у сутажа). Пришивать шнур необходимо таким образом, чтобы следы ниток не были заметны. Кончики сутажа обжигаются пламенем, чтобы предотвратить распускание.